8 (964) 324-70-57
8 (812) 438-56-67

                                                                                                                                                     Я сам расскажу о времени и о себе.
В. В. Маяковский, “Во весь голос”

 

 

      Иногда, когда в очередной раз в сообществе мастеров всплывает тема плагиата, и ты видишь, что действительно идея была, мягко скажем, позаимствована у другого автора (иногда не только идея, но и даже фото самой работы), я задумываюсь: «А что получает такой вот похититель идей от процесса?». И понимаю, что, видимо, что-то явно отличное от того, что получаю я.

      Как раз о том, как я пришла в мир украшений ручной работы, что меня тут держит и что я думаю по поводу ряда актуальных проблем мира hand-made, я и хотела бы написать. Началось всё с того, что я наткнулась в одной из социальных сетей на красивые украшения одного известного мастера. Любовалась днями и ночами, заказала себе браслетик и грезила о том, чтобы скупить все ее работы. А потом она выложила мастер-класс «как обвязать бусину». У подруги как раз намечался день рождения, а у меня со старых времен осталось 15(!) клубков оранжевого ириса. Вывод? Правильно, раз Лена любит оранжевый цвет, то и носить ей оранжевые бусы. Дело оставалось за малым – найти сами бусины. И вот в Интернете найден магазин, бусины заказаны, я еду за ними.

      Первые бусы я делала неделю, но сам процесс нравился невероятно – ещё бы, понимаешь, что то, чем восхищался на картинках, можно сделать самому. Подруга подарком осталась довольна, а я, посмотрев, что в магазине есть много фурнитуры аналогичной той, которой пользуется мой любимый мастер, решила повторить кое-что из изделий для себя (сейчас уже можно в этом честно и смело признаться). Не для того, чтобы нажиться, но для того, чтобы своими руками себе сделать что-то симпатичное, получив удовольствие от процесса и не тратясь на пересылку.

      И тут начались чудеса – потому что я повторила для себя только одни бусы, и то лишь по общему концепту, с модификацией цветов и используемых бусинок. А потом в голову сами стали приходить идеи: «А если сделать так? А если тут добавить вот этого, довязать так и закрепить здесь?». Тут я по-настоящему осознала смысл идеи о том, что книги и изобретения сами находят своих авторов – не я придумывала украшения, а они сами появлялись, и иногда весьма настойчиво начинали добиваться претворения в жизнь. Ежедневник стал разрисован проектами украшений. Пришлось активно учиться пользоваться инструментами, больше похожими на орудия пыток, чем на предметы для хобби – кримпером и круглогубцами. Маленький мешочек с бусинами довольно быстро разросся в большой пакет, где были спрятаны уже не только бусинки, но и разнообразные фурнитурные богатства. Разумеется, сначала в основном работы делались для себя. Потом – в подарок, и это здорово, потому что позволяет в работе высказать всё, что ты лично знаешь об этом человеке, персонифицировать подарок по максимуму. Для меня в создании украшений для себя было также очень важно, что есть возможность установить на работы удобный для себя замочек, сделать КЛИПСЫ (тут меня должны понять все, у кого не проколоты уши), навешать именно столько и именно таких подвесочек, как хочется самой, а не как было в магазине.

      Я достаточно спокойно отношусь к массовым изделиям, и меня вряд ли выведет из равновесия тот факт, что купленный в магазине браслет будет таким не только у меня, но и у ещё сотни девушек, но возможность сделать вещь такой, чтобы в ней уже ничего не хотелось бы изменить – ни прибавить, ни отнять – для меня важна. Для меня то, что я делаю, не является бизнесом – именно хобби. Когда я думала над тем, что мне хотелось бы дать людям, для которых я делаю украшения – я пришла к выводу, что главное для меня – это дать человеку возможность получить «такого же, но без крыльев» – т.е. максимально учесть пожелания будущего хозяина украшения, при этом помогая ему (чаще всего, конечно, ей) сориентироваться, что будет удобно, что будет сочетаться, что долго прослужит. Поэтому, наверное, если в двух словах высказать, что я больше всего ценю в возможности создавать украшения своими руками – возможность сотворить то, что придумалось именно тебе и учесть все-все пожелания. В такой ситуации чувствуешь себя немного волшебницей – потому что в результате хозяин украшения получает то, о чем он давно мечтал, то, что он сам придумал. Я поняла, как же это здорово – понять, что ты можешь сделать вещь, которая тебя так привлекает, буквально приманивает, своими руками!

      Если я делаю украшение не для себя, то процесс создания и передачи украшения дает ещё и неплохую школу общения – по моему опыту, даже с человеком, исходно настроенным по-боевому, можно найти общий язык, если спокойно аргументировать свою точку зрения, пояснить, почему лучше использовать тот или иной материал. Поскольку я достаточно застенчивый человек, для меня это тоже был своеобразный тренинг. Поскольку в поисках материалов я довольно быстро вышла на самый известный для всех мастеров творческий сайт, не могу не написать и о том, что она мне дала. В первую очередь, понимание, насколько многообразно человеческое творчество (о мыловарении я пару лет назад и не подозревала!). Во-вторых, знакомство с интересными и приятными людьми – первой из них, пожалуй, стала замечательна мастерица из Екатеринбурга, у которой я заказывала потрясающие по красоте бусины Lampwork ручной работы. Перечислить всех тяжело, тем более, кого-то я знаю только по общению в обсуждениях, или по тому, что я заходила на их страницы и любовалась работами и блогами. Почти сразу стало понятно, что, даже если не собираешься делать из изготовления бижутерии своего основного дела, хочется, чтобы было как у Чехова – «всё прекрасно» – то есть, интересными должны быть не только сами изделия, но и их фотографии, сам стиль общения мастера, оформление его магазина или группы в социальной сети. Что называется «вкусным» хочется сделать всё, что ассоциируется с твоим творчеством. Причем это стремление перешло с экрана монитора и в повседневную жизнь – мне нравится, что я обзавелась всевозможными контейнерами для хранения, и теперь мои бусинки разложены по типу, цвету и пр. и пр, и никогда не теряются (да и я всегда знаю, что и где у меня есть).

      Поскольку изготовление украшений для меня – хобби и удовольствие, а не основной вид деятельности, как почти у всех у меня часто бывает времени в обрез. Поэтому очень радует что украшения можно изготовлять в несколько приемов, в отличие от того же мыловарения или написания картины, которые немыслимы порциями по 15 минут 3 раза в день.

      Оглядываясь назад, я сама не верю, сколько всему я успела научиться за 2 года – орудовать инструментами, ориентироваться в материалах, обвязывать бусины… Я была искренне удивлена и обрадована, что даже те мастера, которые уже являются корифеями, постоянно учатся новым техникам, вступают в творческие союзы, пробуют новые материалы. Глядя на них, тоже хочется осваивать всё новое. Для меня таким новым, связанным с бижутерией, стало освоение валяния из шерсти – сначала просто бусин «мокрым» способом, потом цветочка по молду, обвязывание бусин пайетками. А самое интересное, что, после знакомства с техниками, благодаря которым можно создавать новые украшения, появляется желание  пробовать себя и в других видах творчества. Мною уже созданы две картины из шерсти, а на подходе – первая сделанная кукла Тильда (пользуясь случаем, не могу не выразить благодарность замечательному мастеру этой техники, которая одну Тильдочку сшила мне на заказ, а ещё одну продала в качестве набора для рукоделия, с которым я сейчас и развлекаюсь). Думаю, это здорово – даже не углубляясь в то или иное направление просто попробовать, как оно получается и обзавестись несколькими вещами своего «производства».

      Реакцию окружающих на мое творчество можно классифицировать на три категории:

  -  Нейтральная – если человек меня плохо знает или далек от мира hand-made (особенно если это человек мужского пола.

  -  Сдержанно-скептическая – довольно много людей всё ещё считают hand-made поделкой, т.е. мастера – хендмейкеры приравниваются к кому-то типа трудолюбивых китайцев. По мне, так эта точка зрения имеет право на существование, потому что порой встречаются неаккуратно сделанные, или недоделанные работы. К таким «произведениям» у меня немного двойственное отношение – с одной стороны, если это доставляет радость автору работы, и он делает эти изделия для себя либо для покупателей, принимающих такое качество вещи, то я не имею ничего против, но если недоделанная работа выставляется за эксклюзив, то это, по меньшей мере, странно. Если кукла сшита вручную – это же не значит, что у нее со всех сторон должен торчать синтепон и быть стянут шов? В отношении моих работ, как ни странно, наибольший скепсис проявляет мама – причем в отношении конкретных категорий, например, вязаных брошей-цветов. Что радует – так это то, что даже от таких людей, тем не менее, мне доводится слышать похвалу отдельных работ.

  -  Позитивно-восторженная – «Надо же, это ты сама делаешь? А идея чья? Твоя же? Ну, рукодельница!». Таких слов удостаивался, наверное, каждый мастер, но от этого они становятся не менее приятными. Наиболее запомнившаяся мне похвала была такая: «Аня, мой муж вообще не замечает на мне никаких украшений, но эти бусы он похвалил». Для меня приятно не только то, что мой труд оценили, но и то, что вещи, которые нравятся мне, привлекли внимание и других людей. То есть в каком-то смысле, я обрела единомышленников.

      Ещё один интересный и часто поднимаемый в обсуждениях вопрос – если украшение продается, то какой должна быть его цена? Тут тоже возможны разные подходы, крайними из которых будут «вещь не должна стоить дороже магазинной – это же кустарщина» и «это же эксклюзивная работа, она не может быть продана по низкой (средней) цене!». Я, придерживаюсь компромиссной точке зрения – по мне, стоимость работы должна складываться из трёх компонент:

  -  Стоимость материалов – вряд ли кто-то продаст изделие дешевле

  -  Оценка трудоемкости процесса – согласитесь, одно дело нанизать бисер на леску, другое – сплести воздушку, и третье – сделать сложное изделие из бисера.

  -  Оценка идеи – в этом плане я хочу сослаться на одного из моих любимых мастеров. Иногда, когда смотришь на ее работы, поражаешься, насколько просто и в то же время новаторски скомпонованы те материалы, которые ты каждый день видишь в каталоге магазина, но ума не приложишь, как их лучше использовать.

      Тем не менее, я считаю, что ценообразование – личное дело каждого мастера, и если автор считает, что его работа должна быть оценена именно в N рублей, то обязательно найдется покупатель, чье мнение совпадёт и который купит эту работу.

      Пока я писала статью, я задумалась ещё над таким вопросом: «когда те украшения, которые мы делаем, становятся искусством?». Я говорю сейчас не о своих работах – они представляют собой зачастую casual-вариант. Но иногда ты понимаешь, что и материалы, используемые мастером для работы достойны ювелирных украшений и сам уровень  работы, используемых техник очень высок. Согласитесь, иногда встречаются работы, которые очень просто представить в музее на витрине – так профессионально и оригинально они выполнены. Думаю, в таком случае вполне оправдана высокая цена изделия, ведь в этом случае изделия сродни аксессуарам, которые делают кутюрье.

      Возвращаясь к вопросу о плагиате, который я подняла в начале статьи – получается, когда копируется изделие, что получает подражатель? Он сам прекрасно знает, что это, по сути, повторение по чужой схеме. Такое занятие может принести доход, но принесет ли оно удовлетворение? Мне кажется, процесс творчества в том и состоит, что ты вкладываешь что-то от себя, что-то личное. Даже когда мы на мастер-классе делали картины шерстью – ни у кого не вышло двух одинаковых, потому что каждый стремился сделать что-то, близкое именно ему. В этом же я вижу и смысл своей деятельности – реализовать себя и помочь при этом другим получить ту вещь, которая бы соответствовала их вкусу.

 

 Автор: Анна Фурса

(с)  Все права защищены. Копирование материалов статьи без письменного согласия правообладателя (ООО “Триера” – Интернет-магазин “Бижу-Мастер”) запрещено.